Кинофестиваль в Локарно: леопард пробежал мимо нас

18.08.2008 0 Автор Promo
Кинофестиваль в Локарно: леопард пробежал мимо нас

Фестиваль в швейцарском городке, проводимый столько же лет, что и Каннский,
нацелен на открытие новых кинематографических имен и территорий. Россия в
конкурсной программе присутствовала далеко не всегда, хотя именно в Локарно
когда-то открыли миру Александра Сокурова и возвели в ранг классика Киру
Муратову. В этом году на главный приз фестиваля, «Золотой леопард», претендовала
мистическая драма «Юрьев день», снятая Кириллом Серебренниковым по сценарию Юрия
Арабова, постоянного соавтора Сокурова.

Кинофестиваль в Локарно: леопард пробежал мимо нас

Фестиваль в швейцарском городке, проводимый столько же лет, что и Каннский,
нацелен на открытие новых кинематографических имен и территорий. Россия в
конкурсной программе присутствовала далеко не всегда, хотя именно в Локарно
когда-то открыли миру Александра Сокурова и возвели в ранг классика Киру
Муратову. В этом году на главный приз фестиваля, «Золотой леопард», претендовала
мистическая драма «Юрьев день», снятая Кириллом Серебренниковым по сценарию Юрия
Арабова, постоянного соавтора Сокурова. Но картина, в который раз показавшая Россию загадочной,
заснеженной страной, где ничего не изменилось со времен перестройки, где
бесследно исчезают циничные подростки, а оперные примадонны голосят прямо с
православных храмов, — не нашла понимания у жюри. Не помогли даже нарочито
растянутые по диагонали кадры, явно позаимствованные у упомянутого Сокурова, до
кинематографических высот которого явно не в состоянии дотянуться молодой,
амбициозный и перспективный театральный режиссер.

Страной, которую в этот раз «открыло» Локарно, стала отнюдь не заснеженная
Россия, а, наоборот, знойная Мексика. С Латинской Америкой в этом сезоне носятся
без исключения все фестивали. Вот и «Золотой леопард» достался минималистской
мексиканской картине «Дорога в парке» (Рarque via) Энрике Риверо о пожилом
консьерже, 10 лет безвылазно просидевшем в пустом доме, но неожиданно
столкнувшемся с необходимостью выбираться на волю.

Приза за режиссуру удостоился канадец Дени Котэ, снявший малопонятный,
замороченный, но очень стильный черно-белый нуар «Она хочет хаос» (Elle veut le
chaos). Что хотела главная героиня, ошивающаяся в криминальной среде где-то в
квебекской глуши, то и получила – сначала родной отец заставил ее заниматься
проституцией, а потом у бедняжки и вовсе насильно вырезали почку.

Тема торговли органами затронута и в скандальном китайском фильме «Пир
злодеев» (Feast of Villains) Пан Дзяньлиня, удостоенного «специального
упоминания жюри». Чтобы спасти умирающего отца, малоимущий молодой лох продает
почку каким-то ловкачам, толкающим китайские органы богатым японцам. Но те
оставляют его не только без жизненно важного органа, но и без единого юаня.
Современный Китай предстает в этой картине в самом отталкивающем свете:
бюрократическому государству наплевать на униженное существование своих
маленьких «винтиков», лица потерявших человеческий облик «новых китайцев»
искажены жаждой наживы… Впервые в китайском кино в «Пире злодеев» явлена и
«полная обнаженка»: абсолютно голые, неаппетитные  трехгрошовые стриптизерши
елозят целлюлитными боками сальные ляжки своих  клиентов.  Можно гарантировать,
что у режиссера этого остросоциального и глубоко пессимистического опуса
возникнут на коммунистической родине большие проблемы, а значит, он мгновенно
станет звездой на демократическом Западе.