Итальянской мафии достались все Евро-Оскары

08.12.2008 0 Автор Promo
\"alt\"
В Копенгагене прошла 21-я Церемония вручения призов Европейской киноакадемии. Абсолютным триумфатором церемонии стал скандальный итальянский фильм «Гаморра» (Gomorra), ранее удостоенный Гран-при в Каннах. Картина, состоящая из пяти равноправных историй, живописующих труды и дни современной неаполитанской «каморры» (так на местном диалекте именуется мафия, отсюда и параллели с библейской Гоморрой), отхватила сразу пять статуэток – за лучший фильм 2008 года, лучшую режиссуру (Маттео Гарроне), лучшее исполнение мужской роли (Тони Сервилло), лучшую операторскую работу (Марко Онорато) и лучший сценарий (в числе пяти его авторов – журналист Роберто Савиано, находящийся под защитой полиции, после того, как мафия пригрозилась убить его после выхода одноименной книги).  Картина, разрушающая типовые представления о «гангстерском фильме» выйдет у нас в феврале.

\"alt\"
В Копенгагене прошла 21-я Церемония вручения призов Европейской киноакадемии. Абсолютным триумфатором церемонии стал скандальный итальянский фильм «Гаморра» (Gomorra), ранее удостоенный Гран-при в Каннах. Картина, состоящая из пяти равноправных историй, живописующих труды и дни современной неаполитанской «каморры» (так на местном диалекте именуется мафия, отсюда и параллели с библейской Гоморрой), отхватила сразу пять статуэток – за лучший фильм 2008 года, лучшую режиссуру (Маттео Гарроне), лучшее исполнение мужской роли (Тони Сервилло), лучшую операторскую работу (Марко Онорато) и лучший сценарий (в числе пяти его авторов – журналист Роберто Савиано, находящийся под защитой полиции, после того, как мафия пригрозилась убить его после выхода одноименной книги).  Картина, разрушающая типовые представления о «гангстерском фильме» выйдет у нас в феврале.

Лучшей европейской актрисой стала англичанка Кристин Скотт Томас за роль, сыгранную ею по-французски во французской же картине «Я так долго тебя любила» (Il y a longtemps que je t’aime). Звезда «Английского пациента» сыграла здесь женщину, вернувшуюся из мест заключения за убийство собственного тяжелобольного ребенка. На церемонии актриса не появилась, но по уважительной причине – доигрывала на Бродвее Аркадину в чеховской «Чайке» (об этом спектакле «КП» подробно писала).

 Два русских номинанта Евро-Оскара уехали из Копенгагена с пустыми руками. Это оператор «Ночного…» и «Дневного дозора» Сергей Трофимов, номинировавшийся за картину Сергея Бодрова «Монгол». И русский режиссер-документалист Сергей Дворцевой, снявший в Казахстане свой игровой дебют «Тюльпан» о трудностях с деторождением у молодых овец. Фильм этот, собирающий все призы на любом мероприятии, на которое попадает, едва ли не впервые со времени своего триумфального запуска в Каннах пролетел мимо приза — Евро-Оскара в номинации «Открытие года».

Приз  достался чернокожему англичанину Стиву Маккуину. За его отличающийся особой жесткостью и радикализмом  фильм «Голод» (Hunger). Он о реальной 66-дневной голодовке, в результате которой в британской тюрьме мученически умер активист Ирландской республиканской армии.  
«Тюльпан» же стал объектом доброй шутки со стороны датских организаторов церемонии. Накануне они отправились в обычный копенгагенский мультиплекс с целью уговорить публику, собравшуюся посмотреть новый фильм о Джеймсе Бонде «Квант милосердия», променять его на российско-казахский «Тюльпан». Большинство зрителей с негодованием отвергли эту перспективу, но те двое, что все-таки согласились, нашли ленту «прекрасной и удивительной».

Увидят ли «Тюльпан» российские зрители до сих пор под вопросом: места для такого кино у нас сейчас все меньше и меньше.  
Тем не менее и в пренебрежении к  зрительскому кино Академия не дает себя заподозрить: приз в номинации «Выбор народа» получил режиссер Дэвид Йейтс за блокбастер \»Гарри Поттер и Орден Феникса\», а Почетная награда была вручена Даме Британской империи Джуди Денч, знакомой подавляющей массе зрителей в качестве М — бессменной начальницы агента 007.

Впрочем, за свою 50-летнюю работу в театре и кино эта обладательница «Оскара», считающаяся национальным сокровищем Англии, переиграла несметное количество куда более значительных ролей – как в Королевском Шекспировском театре, так и в популярном кино от «Влюбленного Шекспира» до «Шоколада».

Другой почетной награды удостоились отцы-основатели знаменитого датского движения «Догма». Главный «догматик» — режиссер Ларс фон Триер («Догвиль», «Танцующая в темноте») знаменит своей боязнью путешествий и больших сборищ людей. Поэтому Европейская Киноакадемия  сама приехала к нему в гости. На сцене Триер старательно держался за спинами своих менее известных коллег, а во время церемонии его бил крупный и мелкий кондрат.