«Стариков» расцветили, чтобы вступить в бой за телерынок?

13.05.2009 0 Автор Promo
\"alt\"

Новая версия знаменитого фильма на Первом канале как ответ на раскраску сериала про Штирлица на канале «Россия». 9 мая в самый, как говорится, прайм-тайм Первый канал нанес ну очень яркий ответный удар телеканалу «Россия». Причем не просто, а «авиаудар». Тем самым был открыт новый этап в извечной конкурентной борьбе за зрителя, рейтинги и, соответственно, рекламные доходы. Нет, каналы и прежде потихоньку воевали, вооружившись приёмами контрпрограммирования (это когда рейтинговая передача на одном тут же перекрывается не менее рейтинговой на другом), и вели друг с другом в буквальном смысле холодную войну, в результате которой на голубом экране на долгие месяцы воцарился сплошной звездный ледниковый период (он же – периодический звездный лед).

\"alt\"

Новая версия знаменитого фильма на Первом канале как ответ на раскраску сериала про Штирлица на канале «Россия». 9 мая в самый, как говорится, прайм-тайм Первый канал нанес ну очень яркий ответный удар телеканалу «Россия». Причем не просто, а «авиаудар». Тем самым был открыт новый этап в извечной конкурентной борьбе за зрителя, рейтинги и, соответственно, рекламные доходы. Нет, каналы и прежде потихоньку воевали, вооружившись приёмами контрпрограммирования (это когда рейтинговая передача на одном тут же перекрывается не менее рейтинговой на другом), и вели друг с другом в буквальном смысле холодную войну, в результате которой на голубом экране на долгие месяцы воцарился сплошной звездный ледниковый период (он же – периодический звездный лед).

Но такого, что случилось в последнюю неделю перед Праздником Победы и в сам этот день, еще не было: в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «модифицированной», а в реальности не очень качественно раскрашенной, произвольно перемонтированной, весьма спорно доозвученной и нещадно сокращенной отечественной киноклассики. Сначала на «России» запустили любимый сериал режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» с героями, которые после перекраски как будто вернулись в рейх из отпуска на Мальдивах. А потом почти в том же загорелом обличии Первый преподнес актеров, исполняющих роли в не менее любимом военном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

Впрочем, ответный ход бойцов Константина Эрнста оказался куда более скромным: всё же хоть и полнометражная, но односерийная картина – это вам не 12-серийный сериал, который нам предъявили бойцы Олега Добродеева. Возможно, потому и ущерба для первоисточника оказалось поменьше – цветная копия, кроме слишком уж ярких красок, вступающих в некоторый диссонанс со стилистикой фильма, от черно-белого оригинала почти не отличается. Хотя и особых плюсов в таком раскрашивания я лично не вижу…
Повторю вопрос, который меня не оставляет с просмотра первых кадров «Мгновений» (и он только усилился, когда Первый начал демонстрацию раскрашенных «Стариков»): зачем это было сделано? И за сколько?

Вы спросите: а почему я пишу об этих работах в такой сугубо счетоводческой манере? Мол, где же обсуждение художественных достоинств обеих лент? Где рассказ о титанических усилиях тех, кто «внес новые краски в архаичное черно-белое кино»? Честно говоря, обсуждать эти мифические «улучшения» даже не хочется: о художественных достоинствах или недостатках уместно спорить, когда речь идет об оригинальном произведении. А когда мы имеем дело с переделкой-перекраской-перелицовкой классики, можно лишь горестно вздыхать и обсуждать разве что сугубо технологические приемы и методы, которые «киномаляры» при этом использовали…
Уверен: к заботе о молодых зрителях, которые якобы приобщаются к святой теме только тогда, когда святое предстанет перед ними в цвете, эти манипуляции отношения не имеют. Как к реакции на просьбы старшего поколения – тем более. Старшее поколение скорее озадачено. Если, конечно, не возмущено. Значит, что?

Говорят, переделка (перекраска, перемонтирование, доозвучка и т.д.) «Семнадцати мгновений весны» обошлась в 3,5 млн. долларов – почти в 120 млн. рублей. Существенные деньги понадобились и для подготовки новой цветной версии фильма «В бой идут одни «старики». Добавьте сюда совсем не маленькие затраты на рекламные ролики и вставки, продвигающие новодел на обоих каналах. При любом раскладе затраты выходят на менее 150 млн. рублей.

Для сравнения: это ровно половина сметной стоимости строительства многопрофильного госпиталя для ветеранов войны на 200 коек, который был сдан в прошлом году в Пензе. В этом же году к 9 мая, к примеру, в Туле отремонтировали для ветеранов 18 квартир из расчета до 30 тыс. рублей на каждую – на большее в тульском бюджете денег нет. В Оренбурге и Нижнем Новгороде участникам войны подкинули к празднику по 500 рублей, в Курске – по 650, а в Перми – по 800.

По сравнению с размахом цветного пиршества двух российских телеканалов такие выплаты выглядят откровенно сиротскими…