«Остров сокровищ», L\’ Ile aux Tresors

28.09.2007 0 Автор Promo
«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

« 
Остров сокровищ

» (“L\’ Ile aux Tresors”), 2007

Режиссёр:
Ален Берберян

Сценарий:
Sion Marciano

Оператор:
Vilko Filac

Композиторы:
Николас Додд

Продюсер:
Алекс Браун

В ролях:
Жерар Жюньо, Элис Таглиони, Жан-Поль Рув, Винсент Ротье, Майкл Калкин, Сирилл Элдин, Франсуа Леванталь, Стефани Метцгер и другие.
Попытка новаторски взглянуть на одноименный роман Стивенсона, в котором юный
Джим Хокинс оказывается втянутым в головокружительные приключения. На острове,
затерянном посреди океана, спрятаны сокровища легендарного Флинта. Но команда
баронессы Трелони — отнюдь не единственные желающие на крупный куш.

«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

« 
Остров сокровищ

» (“L\’ Ile aux Tresors”), 2007

Режиссёр:
Ален Берберян

Сценарий:
Sion Marciano

Оператор:
Vilko Filac

Композиторы:
Николас Додд

Продюсер:
Алекс Браун

В ролях:
Жерар Жюньо, Элис Таглиони, Жан-Поль Рув, Винсент Ротье, Майкл Калкин, Сирилл Элдин, Франсуа Леванталь, Стефани Метцгер и другие.
Попытка новаторски взглянуть на одноименный роман Стивенсона, в котором юный
Джим Хокинс оказывается втянутым в головокружительные приключения. На острове,
затерянном посреди океана, спрятаны сокровища легендарного Флинта. Но команда
баронессы Трелони — отнюдь не единственные желающие на крупный куш.

«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

Классика вещь хорошая. И отчасти даже полезная, потому что позволяет не
забыть, кто мы, откуда, и куда идем – ну, в смысле «куда ты дел брата своего»,
«бог есть любовь» и «смысл жизни». Но срабатывает это только если с классикой
обходятся бережно и уважительно. В противном случае она превращается посмешище.
Но некоторые почему-то считают, что это хороший повод снять комедию. Нет, то,
что экранизация тонкой пародии Роберта Льюиса Стивенсона на авантюрный роман
середины XIX века может быть смешной соотечественникам мультипликатора Давида
Черкасского можно и не рассказывать. Мы это видели. Но что она может быть такой
как у француза Алена Берберяна, мы, честное пиратское, не ожидали!

Из оригинала в фильме присутствует только остров. Сомнительная ценность,
учитывая сокровища черного юмора, доставшиеся зрителю, о которых сам Барберян
говорит более чем определенно: «В отличие от американского кино, у нас нет
жесткого разделения на хороших и плохих. У нас все плохие! И потом, мы
затрагиваем такие темы, как каннибализм, гомосексуализм, цинизм… Однако в
результате получилось вполне по-семейному, и в этом еще одно преимущество нашей
картины».

«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

То, что у французов «каннибализм и гомосексуализм» это вполне «по-семейному»,
кто бы сомневался. А вот, позиционирование «темы цинизма» антиголливудской
задумкой прямо-таки поражает. Особенно учитывая уровень получившегося
«протеста». На каждую удачную шутку зритель вынужден терпеть пару сотен плоских
и скользких, как размороженная камбала, потуг на юмор. Это как смотреть матч с
участием молодой, но амбициозной футбольной команды: по воротам бьют
беспрерывно, но легче ли от этого?

Право, стоит описать героев, чтобы соотнести их с литературными прототипами.
Без чего не может обойтись ни один француз, даже если в его паспорте возраст не
помещается в соответствующую строку? Правильно, и один из главных персонажей
ненавязчиво меняет пол. Трелони здесь не болтливый сквайр, а самая настоящая
грудастая баронесса, что это ее ни капли не спасает. Она тоже болтливая и с
явными проблемами психики на почве увлечения мальчиками. Мальчик – это,
естественно, Джим Хокинс, сильно сдавший по сравнению с оригинальным персонажем
по части IQ, да к тому же в первых кадрах фильма схлопотавший сотрясение мозга с
провалами памяти.

«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

Впрочем, и остальные персонажи им под стать. Капитан Смоллет безо всякой на
то мотивации поджигает свой корабль – что бы было смешнее. Доктор Ливси в
подобном окружении заделался психоаналитиком. А куда ему деваться, сюжет полон
больных людей. Джон Сильвер – пират, прячущийся под личиной кока? Не надейтесь.
У Берберяна все прямолинейно, как карандаши для первого класса – именно Сильвер
и предпринимает экспедицию, ни сколько не таясь горячо убеждая баронессу, что
сокровища существуют. Между ними назревает роман – в конце концов, отрезали-то
ему только ногу…

Таким образом, тайна, бунт, роковая роль юнги Хокинса, черная метка – все
идет прахом, и остроумный сюжет с его роковым
Живые позавидуют мертвым
превращается в балаганный водевиль без музыки, потому, что у актеров слух
отсутствует изначально. Впрочем, к чему играть комедии? Джентльменам удачи это
не к лицу. Сюжет «Острова сокровищ» навеян вовсе не бессмертным творением
Стивенсона, а трилогией Гора Вербински и внезапно нахлынувшей модой на пиратов,
сундуки и фрегаты. За всем этим стоит плохо скрываемая зависть и желание угодить
в конъюнктурный Гольфстрим, вызванный ветром «Пиратов Карибского моря».

«Остров сокровищ», L' Ile aux Tresors

Зависть – чувство плохое, тяжелое. И шутить с ним нельзя. Поэтому и
получается у Берберяна не изысканная пародия, а клонированный на манер агента
Смита Джек Воробей в модификациях Женщина, Даун, Педик, Болван. Но, как
известно, количество далеко не всегда переходит в качество, иногда оно
становится элементарным дурновкусием, что француз нам и доказал. Но главное,
совершенно непонятно, зачем дружище Ален пошел на все эти изменения? Что выиграл
он, изуродовав великолепный классический сюжет Стивенсона? Ну ладно зрители, –
поделом нам за легковерность. Но Роберта Льюиса-то за что?

Олег Денежка