«Схватка» (“Grey”)

30.01.2012 0 Автор Promo

«Схватка» (“Grey”)

«Схватка» (“Grey”), 2012

Режиссёр: Джо Карнахан

Авторы сценария: Джо Карнахан, Иан Маккензи Джефферс

Оператор: Масанобу Такайанаги

Композитор: Марк Стрейтенфельд

Продюсеры: Джо Карнахан, Ридли Скотт, Тони Скотт

В ролях: Лайам Нисон, Дермот Малруни, Фрэнк Грилло, Даллас Робертс, Джо Андерсон, Джеймс Бэдж Дэйл и другие.

 

Имя Джо Карнахана впервые появилось на киноманских радарах девять лет назад, когда на экраны скромно, но под благословение критики вышел «Нарк» — малобюджетная полицейская драма, которая могучей актёрской харизмой вкупе с насыщенной атмосферой ставила в угол чуть ли не всех конкурентов в жанре, появившихся в последующие годы. Сам же Карнахан, пару лет переждав, сначала вволю поиграл в Гая Ритчи, а затем — в бессмысленный и беспощадный летний блокбастер, но критика была уже менее благосклонна, прокат не шёл, дорогие сердцу «Белый джаз» и «Убить Пабло» продолжали стоять на месте, и режиссёр, недолго думая, решил, что с него пока хватит, быстро написал сценарий, взял немного денег и семерых суровых мужиков во главе с Лайамом Нисоном, и отправился в снега и морозы снимать кино, знакомое ему лучше всего.

«Схватка» (“Grey”)

 

«Схватка» (“Grey”), 2012

Режиссёр: Джо Карнахан

Авторы сценария: Джо Карнахан, Иан Маккензи Джефферс

Оператор: Масанобу Такайанаги

Композитор: Марк Стрейтенфельд

Продюсеры: Джо Карнахан, Ридли Скотт, Тони Скотт

В ролях: Лайам Нисон, Дермот Малруни, Фрэнк Грилло, Даллас Робертс, Джо Андерсон, Джеймс Бэдж Дэйл и другие.

 

Имя Джо Карнахана впервые появилось на киноманских радарах девять лет назад, когда на экраны скромно, но под благословение критики вышел «Нарк» — малобюджетная полицейская драма, которая могучей актёрской харизмой вкупе с насыщенной атмосферой ставила в угол чуть ли не всех конкурентов в жанре, появившихся в последующие годы. Сам же Карнахан, пару лет переждав, сначала вволю поиграл в Гая Ритчи, а затем — в бессмысленный и беспощадный летний блокбастер, но критика была уже менее благосклонна, прокат не шёл, дорогие сердцу «Белый джаз» и «Убить Пабло» продолжали стоять на месте, и режиссёр, недолго думая, решил, что с него пока хватит, быстро написал сценарий, взял немного денег и семерых суровых мужиков во главе с Лайамом Нисоном, и отправился в снега и морозы снимать кино, знакомое ему лучше всего.

«Схватка» (“Grey”)

Стоит появиться на экране первой же панораме заснеженных лесов, оглашаемой волчьим воем, становится понятно, что режиссёр в своей стихии, и покидать её он не намерен. Завязка проходит быстро — достаточно ознакомительно-знакомящего закадрового монолога — и вот уже самолёт без лишних слов разлетается по земле, оставляя в живых семь заиндевевших бород, вокруг которых бушует неистовый ветер, из темноты понемногу начинают сверкать жёлтые глаза, и неоткуда ждать помощи.

«Схватка» (“Grey”)

Выживальческий триллер — редкий гость в кинозале, а даже когда он там появляется, он слишком часто намеренно себя ограничивает. Но там, где «Замёрзшие» и «Открытое море» успешно и не очень давили драму и напряжение из двух-трёх персонажей и одной локации, Карнахан спокойно позволяет себе выйти за подобные рамки — у него люди в кадре имеют полную свободу перемещения, которой и пользуются, и как бы просто это ни звучало, фильм заметно выигрывает уже от этого. Персонажи, как водится, предельно штампованы, но и предельно отличны друг от друга, и сквозь нехитрые диалоги да пускаемые время от времени скупые мужские к ним легко проникнуться симпатией — а к кому нелегко, тот свою долю симпатии ещё заслужит.

«Схватка» (“Grey”)

Жёлтые глаза продолжают сверкать, серые тени продолжают мелькать, оператор продолжает живописать заснеженные красоты, а повествование ни разу не сбивается с заданного ритма и поставленной задачи — несмотря на умение волков крайне внезапно появляться из темноты и творить всякое, фильм ни на минуту не превращается в слэшер или монстр-муви, оставаясь предельно серьёзной персонажной историей, размеренно перемещающейся себе из локации в локацию и ведущей за собой готового зрителя.

«Схватка» (“Grey”)

Другое дело, что если об опущении до уровня трэшака речи не идёт с самого начала, то идти на подъём Карнахану никто не запрещал, и пока надежда на спасение становится всё призрачнее, а персонажи мало-помалу уменьшаются в количестве, не чувствовать в фильме зарождающихся амбиций невозможно. И вот уже простейшая, казалось бы, история выживания в диких условиях переходит в кино о вечном конфликте человека и окружающего мира, в данном случае представленного стаей волков, а пресловутые «30 миль радиуса охоты» неотвратимо замыкаются в свой собственный маленький мир.

«Схватка» (“Grey”)

И режиссёр упорно ведёт эту линию до конца, ведь круг сюжета тоже должен замкнуться, человек и зверь должны встретиться в последний раз, и история должна красиво завершиться, а кино — если и не выйти окончательно на уровень чего-то философско-экзистенциального, то, по крайней мере, заявить о своих на него претензиях. Что оно и делает, конечно, не забыв предварительно по десятому разу показать один и тот же пятисекундный флэшбэк, достать на свет одно и то же несчастное письмо и зачитать одно и то же пафосное стихотворение. В этих моментах, по сути, и заключается единственная настоящая проблема фильма — и четверти часа не проходит без того, чтобы он снова не нырнул на минуту в глупость и банальщину, регулярно смазывающие общее приятное впечатление.

«Схватка» (“Grey”)

Впрочем, и тут, несмотря на то, что фильм от этого не сильно портится, он не обходится без помощи — в лице Нисона, чья непоколебимая харизма способна заставить кого угодно проникнуться даже такими бесстыдными и пошлыми приёмами. Об остальном фильме и вовсе говорить нечего — и в свете только что появившихся новостей о дальнейших совместных планах режиссёра и актёра, хочется надеяться, что они воплотятся в жизнь, поскольку эти двое, теперь уже совершенно очевидно, заслуживают друг друга, а зрители — заслуживают их.

Никита КОМАРОВ

ТРЕЙЛЕР: