«Два в одном»

17.10.2007 0 Автор Promo
«Два в одном»

«

Два в одном

»,
2007
Режиссёр:
Кира Муратова
Сценарий:
Евгений Голубенко, Рената
Литвинова

В ролях:
Рената Литвинова, Богдан Ступка, Александр Баширов,
Наталья Бузько, Нина Русланова
и другие.

Вокруг имени Киры Муратовой постоянно ходят легенды. Она снимала
Высоцкого в своих фильмах, переворачивала советский кинематограф с ног на
голову, открыла актерский потенциал Ренаты Литвиновой, а теперь живет
затворницей в Одессе и рассказывает как получает деньги у продюсеров, убеждая
их, что больших затрат ее фильмы не предполагают. Между тем, авторов такого
масштаба в нашей стране осталось от силы трое-четверо.

«Два в одном»

«

Два в одном

»,
2007
Режиссёр:
Кира Муратова
Сценарий:
Евгений Голубенко, Рената
Литвинова

В ролях:
Рената Литвинова, Богдан Ступка, Александр Баширов,
Наталья Бузько, Нина Русланова
и другие.

Вокруг имени Киры Муратовой постоянно ходят легенды. Она снимала
Высоцкого в своих фильмах, переворачивала советский кинематограф с ног на
голову, открыла актерский потенциал Ренаты Литвиновой, а теперь живет
затворницей в Одессе и рассказывает как получает деньги у продюсеров, убеждая
их, что больших затрат ее фильмы не предполагают. Между тем, авторов такого
масштаба в нашей стране осталось от силы трое-четверо.

Когда я стояла в очереди за билетами, к кассе подошли молодой
человек и девушка — посмотрели на расписание сеансов, и, посовещавшись с минуту
— решили не портить себе настроение и на фильм «Два в одном» не идти. И
действительно, если отнестись к кино, как к развлекательной программе на вечер —
ходить на Муратову противопоказано. Другое дело, если мы относимся к кино, как к
«важнейшему из искусств» и согласны поднапрячься, чтобы изучить мир.

«Два в одном»

Хичкок считал, что фильм должен быть подобен куску торта, а у
Муратовой фильмы похожи скорее на ложку микстуры, которая полезна, но не
поморщившись проглотить невозможно. Фирменный прием Муратовой заключается в том,
чтобы снизить пафосность и добавить абсурда в любой рассказ. Тут ей равных нет.
Нарочитое повторение фраз, непрекращающаяся клоунада и смех сквозь ужас — вот
что ждет каждого. Интересно, что ее экранизация именно Литвиновских сценариев
выглядит наиболее уместно — ведь ни Тодоровский, ни Грымов, ни сама Литвинова не
умеют добиться в постановке такой буквальности, не навязывая сценарию новомодные
фишечки или дополнительные смыслы.

«Два в одном»

Смотреть «Два в одном» без подготовки, прямо скажем, сложно, — это
не «Настройщик», где была почти что детективная сюжетная линия, да ещё и Алла
Демидова в придачу, так что, перед походом в кинотеатр, следует несколько
задуматься, чтобы не огорчать ни себя, ни компанию. Правда, фигуры Муратовой и
Литвиновой настолько прочно вписаны в массовую культуру, что, готова поспорить,
жаркое обсуждение этого фильма затянется на полгода как минимум. А сюжет этой
истории, между тем, довольно прост.

«Два в одном» действительно состоят из двух сценариев:
«Монтировщики» Евгения Голубенко и «О мужчине» Ренаты Литвиновой. Действие
фильма происходит в условном театральном пространстве, где сначала разыгрывается
драма с условными убийствами, а потом уже и вторая часть с условно любовным
содержанием.

«Два в одном»

На сцене театра найден труп — повесился один из актеров. Вокруг
трупа ходят люди: два деда мороза, Нина Русланова с мобильным телефоном, в рыжей
рубашке и с ниткой жемчуга на шее, Баширов в розовенькой вязанной шапочке,
Рената Литвинова в банном халате — все они стоят над трупом и на разный манер
произносят: «Жить и умереть на сцене — что может быть лучше!».

Но работа в театре меж тем кипит и не останавливается, ведь все
билеты раскуплены и спектакль должен состояться. Так постепенно начинается
вторая история, но четкой границы между ними нет — действие поначалу происходит
на сцене, а некоторые вещи и персонажи спокойно кочуют туда-сюда.

Дочь престарелого донжуана Маша (Наталья Бузько) сидит в своей
квартире и шьет одежду для игрушечных пупсов (здесь, скорее всего, цитируется
кусок из «Трех историй», где героиня Бузько отказывается от ребенка, потому что
в оригинальном сценарии этого эпизода нет). Тем временем ее папаша (Богдан
Ступка) разговаривает с обнаженной дамой (нарисованной) и желает немедленно
видеть «женщину своей жизни». Если Маша не предоставит ему хоть кого-то, то он
будет любить саму Машу, ведь они познакомились, когда она была уже взрослой и
отцовских чувств он к ней не испытывает.

«Два в одном»

Маша приводит свою подругу Алису (Рената Литвинова), и та начинает
хохотать. Алиса хохочет надо всем, над большой квартирой, над кроватью в центре
комнаты, над похотливостью престарелого мужчины, над банками икры, повторяя при
этом: «Ужас! Какой ужас! Ужас!» Снова и снова заливаясь хохотом.

Этот хохот еще долго звучит в голове после того, как фильм
заканчивается. Причем сама Литвинова в этом фильме претерпела некоторые
изменения — теперь она не стильная и зловещая девушка, а эдакая нелепая
провинциальная финтифлюшка в цветастом свитере, клетчатой юбке и колготах в
сеточку.

Порой начинает казаться, что Муратова слишком уж изогнула
реальность, слишком неправдоподобно подтрунивает над человеческой природой, мол,
— не бывает такого и все тут! Но когда выходишь из метро, а на тебя бросается
человек с воплем: «Дэвушка, давайте я вас на мэрсэдэсэ бесплатно покатаю?
Дэвушка!» — тогда вдруг начинаешь подозревать, что эти странности, которые Кира
Георгиевна навязывает миру — навязаны ему неспроста.

Надо просто открыть глаза и увидеть всех этих второстепенных людей,
которые работают в магазинах, на фабриках, в трамвайном депо и снимаются в
фильмах гениальной Муратовой. Захохотать им в лицо.

Марина ГАВРИЛОВА