«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

04.07.2007 0 Автор Promo
«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

«
Лезвия славы: Звездуны на
льду

» (\»Blades of Glory\»), 2007
Режиссёры:
Джош Гордон,
Уилл Спек
Авторы сценария: Джефф Кокс, Крейг Кокс, Джон Альтшулер,
Дэйв Крински
Оператор:
Стефан Чапски
Композитор:
Теодор
Шапиро

В ролях:
Уилл Ферелл, Джон Хедер, Уилл Арнетт, Эми Пэхлер,
Дженна Фишер, Уильям Фитчер, Крейг Т. Нельсон, Романи Малко, Ник Суардсон, Скотт
Гамильтон
и другие.

Американские комедии, тематически отсылающие к спорту — явление для
отечественных зрителей не слишком частое. Если и просачиваются какие-то
счастливчики — то оказываются не слишком удобоваримыми — про бейсбол или регби,
например — игры, понять прелесть которых, видимо, дано только их создателям.
«Лезвия славы» с этой стороны выглядят почти инопланетянами из фильмов Спилберга
— непонятно как они здесь появились и что им надо, но поглазеть всё равно
необходимо. Вот и глазеем. А между тем, глазеть есть на что — два взрослых
мужика строят из себя непонятно кого, так мало того — все их ужимки и прыжки
происходят на льду. Комедия о фигурном катании? Почему бы нет.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

«
Лезвия славы: Звездуны на
льду

» (\»Blades of Glory\»), 2007
Режиссёры:
Джош Гордон,
Уилл Спек
Авторы сценария: Джефф Кокс, Крейг Кокс, Джон Альтшулер,
Дэйв Крински
Оператор:
Стефан Чапски
Композитор:
Теодор
Шапиро

В ролях:
Уилл Ферелл, Джон Хедер, Уилл Арнетт, Эми Пэхлер,
Дженна Фишер, Уильям Фитчер, Крейг Т. Нельсон, Романи Малко, Ник Суардсон, Скотт
Гамильтон
и другие.

Американские комедии, тематически отсылающие к спорту — явление для
отечественных зрителей не слишком частое. Если и просачиваются какие-то
счастливчики — то оказываются не слишком удобоваримыми — про бейсбол или регби,
например — игры, понять прелесть которых, видимо, дано только их создателям.
«Лезвия славы» с этой стороны выглядят почти инопланетянами из фильмов Спилберга
— непонятно как они здесь появились и что им надо, но поглазеть всё равно
необходимо. Вот и глазеем. А между тем, глазеть есть на что — два взрослых
мужика строят из себя непонятно кого, так мало того — все их ужимки и прыжки
происходят на льду. Комедия о фигурном катании? Почему бы нет.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

Сложно сказать, как относятся к фигурному катанию американцы, но в России это —
национальный фетиш, мутировавший из зимнего вида спорта в телешоу с привлечением
локальных селебрити. Может, это и поможет «Лезвиям славы» собрать приличный
бокс-офис, несмотря на добавление к невинному названию “Blades of glory” совсем
уж пошлых «Звездунов на льду» — очередной привет от российских кинопрокатчиков.
Потому что, кажется, картина является последним из могикан кинематографа,
который показывает, а не рассказывает историю средством, которое лучше всего
доступно синема — изображением.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

Но, и без сюжета никуда не двинешься, а он здесь — поистине глупый. Два
фигуриста, которые, конечно, полные противоположности, дисквалифицированы из
одиночного фигурного катания в следствие междоусобчика с нанесением не слишком
тяжких телесных. Карьеры полетели, перспектив — никаких, а очень хочется ещё раз
проверить качество золота в призовых медалях. При весьма странных
обстоятельствах находится выход — парное катание, беда в том, что чемпионат на
носу, а фигуристок в пару днём с огнём не сыщешь. Конечно, в уставе не сказано,
что в паре обязательно должны быть мужчина и женщина. Что происходит дальше,
наверное, все уже догадались.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

При таком раскладе могло получиться всё что угодно, но вышла, наверное, самая
добродушно-смешная комедия последнего времени. Причин этому несколько. Главная,
конечно, яркое, нелепо карикатурное, противопоставление главных персонажей —
Уилл Феррелл в образе мачо-фигуриста, что само по себе вздорно, сексоголика,
одинокого волка и вообще — сильного мужчины в новейшей американской традиции.
После роли с потугами на драматическую составляющую в «Персонаже», его Чаз Майкл Майклс
просто идеальный плохой-хороший герой, прямиком отсылающий к Билли Бобу Торнтону
из «Плохого Санты», со всем присущим Ферреллу пародийным арсеналом. У его
антагониста и по совместительству хорошего-ещё-лучше героя Джона Хедера задача
сложнее — сентиментальный грязефоб, Джимми МакЭлрой является ведомым в этой
паре, что добавляет в этот вертеп травести-элемент.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

И здесь видна протоптанная дорожка к шедевру Билли Уайлдера «В джазе только
девушки». Очень бы хотелось сопоставить дуэт Феррелл/Хедер с Кёртисом/Леммоном,
тем более что и своя Мерилин Монро в картине имеется, но это, кажется, лишнее.
Потому что главное — тот легко читаемый гомоэротический подтекст, который
обнаруживается при возникновении Феррела и Хедера в кадре, не говоря уже о
совместном катании. Многочисленные шутки на эту тему прилагаются. И, как в
картине Уайлдера, за ним не кроется никаких бездн — всего лишь мужская дружба,
без ехидного словечка «крепкая».

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

Но даже при таком тематическом разбросе ценность картины видится всё же в
другом. В уже упомянутом свойстве — показывать историю, буквально — вести
повествование картинками, а не бесконечными диалогами. Может, из-за того, что
больше половины фильма умещается на катке, где важны движения, а не слова, может
из-за нарочитой имитации спортивной телепередачи со всеми характерными
эффектами, но «Лезвия славы» можно смотреть без звука — суть все равно будет
передана достаточно точно. Это как фильмы Жака Тати — слова в них не
представляют той ценности, какой является визуальная часть картины, и именно она
движет собой повествование, вовлекая в него зрителей.

«Лезвия славы: Звездуны на льду» И смех, и грех

Параллельно обнаруживаются казусы такого подхода — прекрасно видно,
что все сцены с фигурным катанием сделаны с помощью наложения двух изображений,
на крупных планах это даже режет глаза, хотя понятно, что Феррелл и Хедер
никакие не фигуристы. И, учитывая то, что они вытворяют на льду, это вполне
оправдывается, тем более авторы это сами прекрасно осознают и в качестве сладкой
пилюли подбрасывают сцену с пародией на «Матрицу». Другой эффект, который
возникает при просмотре — как будто смотришь не художественный фильм, а
телевизионный ситком, выбравший своей жертвой жизнь фигуристов, чему немало
способствует клиповый монтаж и якобы остроумные закадровые голоса.

Но, если отбросить глупую добавку «Звездуны на льду», то «Лезвие
славы» оказывается слишком неординарным фильмом, чтобы вписать его в жанр
спортивных комедий, точнее в те представления, которые большинство из нас о них
имеет. Скорее эта история, как каток, где, если не умеешь кататься — выглядит
всё банально и плоско. А если наоборот, то повсюду играет “Flash Gordon” в
исполнении небезызвестных Queen и тебя охватывает незамутненная ничем радость
кинематографа.