«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

19.10.2012 0 Автор Promo

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

«Франкенвини» (“Frankenweenie”), 2012

По мотивам одноимённой короткометражки Тима Бёртона по сценарию Леонарда Риппса (1984)

Режиссёр: Тим Бёртон

Сценарий: Джон Огаст

Оператор: Питер Сорг

Композитор: Дэнни Эльфман

Художник: Рик Хайнрикс

Продюсеры: Эллисон Эббейт, Тим Бертон, Дон Хан

Страна: США

Производство: Walt Disney Pictures, Tim Burton Productions, Tim Burton Animation Co.

Премьера в России: 11 октября 2012

Роли озвучивали: Чарли Тахан, Кэтрин О\’Хара, Мартин Шорт, Вайнона Райдер и другие.

 

В некотором смысле «Франкенвини» для Бёртона — это такая дорога длиною в жизнь. Давным-давно, когда Бёртон ещё прозябал младшим рисовальщиком в недрах мышиной империи, и потихоньку снимал любезные своему сердцу мрачные стоп-моушен короткометражки, «Дисней» решил продвинуть юное дарование в смысле режиссуры, а именно, выделил для тесту Бёртону небольшой бюджет на съёмки 8-миллиметровой короткометражки. Сюжет простой — маленький мальчик Франкенштейн оживил свою собачку Спарки при помощи удара молнии, и что из этого вышло.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

«Франкенвини» (“Frankenweenie”), 2012

По мотивам одноимённой короткометражки Тима Бёртона по сценарию Леонарда Риппса (1984)

Режиссёр: Тим Бёртон

Сценарий: Джон Огаст

Оператор: Питер Сорг

Композитор: Дэнни Эльфман

Художник: Рик Хайнрикс

Продюсеры: Эллисон Эббейт, Тим Бертон, Дон Хан

Страна: США

Производство: Walt Disney Pictures, Tim Burton Productions, Tim Burton Animation Co.

Премьера в России: 11 октября 2012

Роли озвучивали: Чарли Тахан, Кэтрин О\’Хара, Мартин Шорт, Вайнона Райдер и другие.

 

В некотором смысле «Франкенвини» для Бёртона — это такая дорога длиною в жизнь. Давным-давно, когда Бёртон ещё прозябал младшим рисовальщиком в недрах мышиной империи, и потихоньку снимал любезные своему сердцу мрачные стоп-моушен короткометражки, «Дисней» решил продвинуть юное дарование в смысле режиссуры, а именно, выделил для тесту Бёртону небольшой бюджет на съёмки 8-миллиметровой короткометражки. Сюжет простой — маленький мальчик Франкенштейн оживил свою собачку Спарки при помощи удара молнии, и что из этого вышло.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Получив на руки результат, большие дяди вздрогнули. Семейные ценности, дрессированные животные, ломовая мораль и финальное «мимими» в короткометражке присутствовали, в точности согласно внутрикорпоративным установкам стремительно стагнирующего наследства уже тридцать лет как почившего Уолта Динея, однако присутствие это имело столь издевательскую форму, что худсовет потерял дар речи.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Мрачняк, трэшак, детский фильм ужасов, цитаты из «Франкенштейна» Джона Уэйла (1931). В общем, кино больше походило на клип группы «Раммштайн», чем на «Бэмби». Такой хоккей нам не нужен, решил худсовет, и сначала просто хотел плёнки смыть, но потом ограничился язвительным рейтингом PG, под каковым «Франкенвини» впоследствии и фигурировал на видео. Утверждается, что до тех пор все без исключения фильмы «Диснея» имели рейтинг G, хотя навскидку есть хотя бы фильм «Трон» с его PG, впрочем, он и не детский.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Понятно, что после такого скандала в мышином болоте пути Бёртона и его альма-матер разошлись раз и навсегда. Бёртон быстро прибился к «Ворнерам», более благосклонно относящимся к мрачному юморку молодого режиссёра, снял для них на ход ноги семейную комедию «Большое приключение Пи-Ви» (1985), взамест чего получил возможность снимать что-то «более своё».

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Этим самым более своим стал «Биттлджус», во многом предвосхитивший и дальнейшее отчётливое деление фильмов Бёртона на «для себя» и «для дяди», что будет прослеживаться и по настоящее время, одновременно легализуя своеобразное бёртоновское видение мира, в котором трэшак превращается в особый магический реализм, а мрачняк прекрасно сочетается с бесконечной любовью к каждому своему персонажу.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Так «Бэтман» сменялся «Эдвардом Руки-ножницы», «Планета обезьян» — «Крупной рыбой», Бёртон впадал в немилость у публики своими эд-вудскими экзерсисами и снова взлетал под небеса всеобщего обожания. На этом пути он нашёл Джонни Деппа, Хелену Бонэм-Картер и сценариста Джона Огаста. Именно вместе с последним он спустя долгих 20 лет (не считая сценария к «Кошмару перед Рождеством») снова вернулся в любимую кукольную анимацию. «Труп невесты» наконец показал миру, что потерял «Дисней», разругавшись с Бёртоном, а недавнее возвращение блудного сына и миллиард «Алисы в Стране чудес» позволили (почти 30 лет прошло!) замкнуть эту грандиозную временную петлю, «Франкенвини», наконец, стал тем, чем должен был быть с самого начала — мрачной кукольной сказкой о силе любви мальчика к мёртвой собаке, которая в итоге и возвращает ту к жизни.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Стоит взглянуть на первые кадры стародавней короткометражки, и ты буквально видишь, что это не люди, это куклы, на место которых лишь по стечению обстоятельств всунули живых актёров. Особенно забавно сопоставлять уже при просмотре полнометражки те эпизоды, которые вошли в её сценарий из оригинала без изменений — первая сцена на кладбище домашних животных, эпизод с оживлением Спарки — Бёртон с самого начала снимал свою корокометражку как такую оживлённую раскадровку к будущему мульфильму, так что главное различие тут даже не в особенностях игрового кино и покадровой съёмки на рабочем столе, а в том, что в одном случае это короткий, а в другом полный метр.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Короткометражка 84 года лаконична и даже поверхностна, это скорее зарисовка на тему, нежели полноценное кино, для полуторачасового мультфильма нужно было что-то ещё. И Джон Огаст принялся наращивать истории сценарное «мясо», отсылая как к экранизациям романа Мэри Шелли, так и вообще ко всему подряд. Игорь-Эдгар, Эльза ван Хельсинг, мистер Вискерс и его отмороженная хозяйка, плюс многие персонажи короткометражки обрели имена и отдельные сюжетные линии. Вдобавок, помимо милейшего Спарки, в ход пошли Годзиллы, «морские обезьяны» и прочая невидимая рыбка.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Так постепенно Виктор Франкенштейн стал не только любителем домашнего видео, но и физиком-любителем, в школе появились другие учителя, замаячила тема «школьных конкурсов», а сам городок перестал быть абстрактным предместьем, обзавёлся своими легендами, а также довольно мрачным населением.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Что-то из этого легло как родное: соседская чёрная пуделиха вместо камео из короткометражки стала полноценным персонажем, горбун Эдгар и мистер Вискерс с хозяйкой — вообще главные двигатели сюжета, речуги учителя-новатора придают событиям более глубокую мораль, а физкультурница просто развлекает публику. Что-то просто заполняло хронометраж: вся история про гимн города, наездившие по ушам конкурс, бесконечный бейсбол и постулативная коварность бургомистра. А кое-что так и осталось просто вставным номером: Годзилла и в особенности «морские обезьяны» — это скорее дань творчеству Эда Вуда, нежели то лучшее, что мы ждём от Бёртона.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Но даже в моментах слабины всё вышеперечисленное осталось настолько милым, насколько вообще может быть милым произведение этого автора. И особенно Спарки. Каким-то чудом именно сила любви Бёртона к своему детищу делает кукольную собаку более живой, чем игровую из короткометражки. Невероятная пластика, прыжки и ужимки, да и финальный подвиг на горящей мельнице — всё это представляет Спарки не субъектом сюжета, а полноценным главным героем, кажется, вот-вот и собачка заговорит.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

В свете этого окончательно понимаешь, как особая Бёртоновская магия до сих пор не расшифрована даже им самим, если вообще считать, что она поддаётся расшифровке. В «Алисе» она превращается в дорогостоящий балаган, в «Мрачных тенях» — суповой набор разномастных аттракционов, а в «Эдварде Руки-ножницы», «Трупе невесты» и «Франкенвини» — в романтическое сказочное полотно, совершенно не нуждающееся в волшебных фонариках и прочей мишуре.

«Франкенвини / Frankenweenie» (рецензия фильма)

Как бы то ни было, спустя пять лет после мрачного «Свини Тодда» Бёртон, которого мы любим, снова с нами.

Роман КОРНЕЕВ

ТРЕЙЛЕР: