«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

07.11.2012 0 Автор Promo

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

«Облачный атлас» (“Cloud Atlas”), 2012

По роману Дэвида Митчелла

Режиссёры и авторы сценария: Энди Вачовски, Лана Вачовски, Том Тыквер

Операторы: Фрэнк Грибе, Джон Толл

Композиторы: Рейнхольд Хайл, Джонни Климек, Том Тыквер

Художники: Хью Бэйтап, Ули Ханиш

Продюсеры: Лана Вачовски, Энди Вачовски, Стефан Арндт, Грэнт Хилл, Том Тыквер, Филип Ли, Уве Шотт

Страна: Германия, Гонконг, США, Сингапур

Производство: A Company Filmproduktionsgesellschaft, ARD Degeto Film, Anarchos Pictures

Премьера в России: 8 ноября 2012

В ролях: Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Джим Стерджесс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри, Бен Уишоу, Кит Дэвид, Сюнь Чжоу, Джим Бродбент, Джеймс Д\’Арси, Ду-на Бэ, Гёц Отто, Дэвид Гяси, Алистер Петри, Луис Демпси и другие.

 

Бывают такие киносезоны, когда впору окончательно разувериться в кинематографе как виде искусства. Немудрено впасть в уныние, если тебя весь год потчуют посредственными сиквелами бесконечных кинокомиксов, а самые ожидаемые премьеры на поверку оказываются как минимум спорными, а как максимум провальными. Два-три случайно заглянувших в наши веси независимых проекта да фестивальное кино — слишком узкая отдушина для современного киномана, нуждающегося не только в предлоге для гурманских умствований, но и в поводе сходить в большой зал для получения удовольствия в полной мере, от масштаба замысла до тонкостей технической реализации.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

«Облачный атлас» (“Cloud Atlas”), 2012

По роману Дэвида Митчелла

Режиссёры и авторы сценария: Энди Вачовски, Лана Вачовски, Том Тыквер

Операторы: Фрэнк Грибе, Джон Толл

Композиторы: Рейнхольд Хайл, Джонни Климек, Том Тыквер

Художники: Хью Бэйтап, Ули Ханиш

Продюсеры: Лана Вачовски, Энди Вачовски, Стефан Арндт, Грэнт Хилл, Том Тыквер, Филип Ли, Уве Шотт

Страна: Германия, Гонконг, США, Сингапур

Производство: A Company Filmproduktionsgesellschaft, ARD Degeto Film, Anarchos Pictures

Премьера в России: 8 ноября 2012

В ролях: Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Джим Стерджесс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри, Бен Уишоу, Кит Дэвид, Сюнь Чжоу, Джим Бродбент, Джеймс Д\’Арси, Ду-на Бэ, Гёц Отто, Дэвид Гяси, Алистер Петри, Луис Демпси и другие.

 

Бывают такие киносезоны, когда впору окончательно разувериться в кинематографе как виде искусства. Немудрено впасть в уныние, если тебя весь год потчуют посредственными сиквелами бесконечных кинокомиксов, а самые ожидаемые премьеры на поверку оказываются как минимум спорными, а как максимум провальными. Два-три случайно заглянувших в наши веси независимых проекта да фестивальное кино — слишком узкая отдушина для современного киномана, нуждающегося не только в предлоге для гурманских умствований, но и в поводе сходить в большой зал для получения удовольствия в полной мере, от масштаба замысла до тонкостей технической реализации.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Современное арт-кино во многом — плод внутреннего монолога зрителя, режиссёры лишь стараются дать отправную точку для такого монолога, это всегда скорее мастер-класс повара-новатора, приглашающего гостей принять участие в приготовлении вкуснятинки, причём блюдо изначально задумано на любителя, питаться таким каждый день не получится. Тяжело живётся нашему брату киноману, когда в перерывах между от куизин приходится перебиваться студийными гамбургерами толщиной с газету или, что ещё хуже, телевизионной шавермой из котят. До чего оголодали мы за последние годы, уже и шаверма имени тов. Соркина начинает казаться чем-то запредельно сытным и приятным на вкус. Вот до чего довели нас господа, снимающие для больших студий.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Кажется уже, что нельзя ждать от масштабного блокбастера чего-то вменяемого, хоть с экивоками, хоть с расшаркиваниями. И тут, чем и чудесно кино, из-за леса из-за гор пред всеобщие очи выходят братья-сёстры Вачовские, а с ними столь же опальный у всяких мышиных империй Том Тыквер, и достают из мешка неведому зверушку, стомиллионный блокбастер, наскребённый по сусекам разномастных инвесторов, оглоушивая всю честную публику длиннющим промо-роликом.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Там было всё — мистика, приключения, любовь, юмор, киберпанк, звёзды, спецэффекты, операторские красоты, драйв и лирика — как будто целый Голливуд утрамбовали в одну тару, дабы уж ошеломить так ошеломить. Это был такой калейдоскоп удовольствий, что было вообще непонятно, как такое разнообразие жанров и форм может вообще уложиться в рамках одного фильма.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

И впервые вышедшие так нахально на сцену Вачовски (особенно с тех пор как Ларри стал Ланой, публику бывшие братья своим появлением радовали исчезающе редко) плюс не менее взбудораженный Тыквер поспешили объясниться. Череда подробнейших интервью с непременным голодным сверканием в глазах заполонила интернет. Калейдоскопичность ролика не была случайной, нам был представлен фильм-паззл, головоломка, в которой каждый актёр играет с полдюжины ролей, причём половина главные, а различные времена, истории и жанры, переплетаясь, создают своеобразный взаимозависимый универсум, где всё является инкарнацией всего, а сюжеты не переходят друг в друга от сцены к сцене, а являются по сути единственным глобальным сюжетом.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Попытки снять подобные фильмы-обобщения предпринимались за последние годы неоднократно, в том числе в масштабе студийного кинематографа, но даже Финчер со своим «Бенджамином Баттоном» и Малик с «Древом жизни» во многом заигрались с тяжеловесностью и глубокомыслием, лишая себя и зрителя воздуха сюжетной свободы, сваливаясь в банальность и погрязая в операторских красотах.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

В итоге оба раза фильмы почти целиком состоят из авторского пафоса, преисполненного собственного величия. Смотрите, говорили великие режиссёры, как я могу, а ещё так, а ещё вот так! Грандиозность обобщения была призвана не приобщить, а подавить зрителя. Да кто такой зритель? Обычный свидетель чужого Величия с заднего ряда среднестатистического многозальника, куда ему понять масштаб подобного полотна!

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

В общем, зритель даже и вёлся. Но осадочек всё равно остался, несмотря на мантры высоколобых заокеанских кинокритиков, знающих много длинных прилагательных. И начинало уже казаться, что ничего более другого тут нам уже не будет, и что масштаб замысла не может не подавлять. Неужели и трио режиссёров «Облачного атласа» произведёт на свет нечто столь же самоуверенное, сколь и неподъёмное? А то бывают случаи, когда чувство собственного величия погребает самого автора, как это недавно случилось с Крисом Ноланом. Вот будут вам два с половиной часа пихать пафосные диалоги с каменными мордами лица, узнаете, почём фунт киноманского изюма!

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Вачовски-Тыквер развенчали оба довлеющих над ними предположения ещё до появления на экране титра с названием фильма. Лёгкое, прозрачное, стремительное повествование обрушивается на зрителя и уносит его своим потоком в сторону неизвестного, непознанного, волшебного.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Зритель одновременно отправляется в плавание, бредёт по джунглям, пишет сценарий, бежит из рабства, начинает расследование, ищет композиторской славы, связывается с киберподпольем, попадает в дом престарелых, спасается от убийцы, плетёт заговор, мечется в лихорадке, отправляется на эшафот, отправляет сигнал к звёздам, живёт на руинах цивилизации, несёт её свет тёмному племени, порой не считает себя даже человеком, а лишь куклой из пробирки, созданной для утех Чистокровных.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Этот водоворот продолжается без пауз и остановок, нимало не загромождаясь и становясь всё более прозрачным с каждой монтажной склейкой, с каждым новым эпизодом. И постепенно персонажи с теми же лицами действительно начинают жить какой-то общей мета-жизнью в единой многомерной квази-реальности, в которую попадает и зритель.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Он бежит, спит, стреляет, музицирует, занимается любовью, падает в пропасть, продаёт и снова зарабатывает право на свою душу, вновь и вновь встречается с теми же людьми и нелюдями в новых временах и обстоятельствах, перемещаясь из ситуаций комичных в трагедию и обратно скатываясь в фарс. Вачовски и Тыквер не дают жизни на экране замереть и загромоздиться ни на секунду, перемежая бытовые и фэнтэзийные, приземлённые и возвышенные, драматичные и легковесные образы, ситуации, пространства и смыслы.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Там, где Финчер и Малик вытягивают из пустоты и банальности свою бесконечную паутину Шарлотты, Вачовски и Тыквер проживают вместе со своими многочисленными персонажами лишь главное в их жизни, выкристаллизовывая тем самым при помощи искусства комфортного монтажа саму душу оживлённого ими мира.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Мира тоже не слишком глубокого в каждом отдельном пункте, право, книжка Дэвида Митчелла — это самая слабая сторона этого проекта, но то, как уложены, увязаны, сбалансированы друг другом эти в общем-то не очень изобретательные кирпичики, делает всё бесконечное взаимопроникающее течение времён и событий чем-то настолько большим, что отдельные банальности и неувязки прощаешь так же быстро и легко, как быстро и легко переходит история пастуха в историю детектива, а история куклы в историю композитора. Одно мгновение, и ты уже несёшься дальше, дальше, дальше, к далёким мирам, где покинутая Земля будет светить лишь слабой звёздочкой на небе.

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Именно таким могла бы стать идеальная экранизация одного из главных фантастических романов-эпопей — первой дилогии цикла «Песни Гипериона» Дэна Симмонса, и параллели между сюжетами «Атласа» и «Гипериона» невольно выстраиваются ещё во время просмотра. Легенда о Сири и история молодеющей девушки-археолога (тут снова сравнение, но уже с «Баттоном» и тоже не в пользу последнего), Шрайк-Уивинг и кибер-детектив про убийство иск-ина, слишком много совпадений, чтобы они не начинали бросаться в глаза. Только там, где у Митчелла — параллельные времена, у Симмонса — виртуальные пространства и соединённые порталами сотни миров, живущие, к слову, в похожем «океане всеобщей памяти».

«Облачный атлас / Cloud Atlas» (рецензия фильма)

Остаётся надеяться, что обещанный, но уже 4 года как не приступающий к съёмкам проект «Ворнеров» всё-таки будет реализован, и даст нам повод сравнить, другое дело, что с таким предшественником режиссёру Скотту Дерриксону и сценаристу Брэдли Куперу (именно они сейчас вроде как ответственны за проект) придётся серьёзно постараться, чтобы удержать, а то и приподнять планку, установленную Вачовскими и Тыквером.

Роман КОРНЕЕВ

ТРЕЙЛЕР: