«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

20.11.2012 0 Автор Promo

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

«Операция Арго» (“Argo”), 2012

По статье Джошуа Бирмана в журнале Wired

Режиссёр: Бен Аффлек

Автор сценария: Крис Террио

Оператор: Родриго Прието

Композитор: Александр Деспла

Художник: Шэрон Сеймур

Продюсеры: Бен Аффлек, Джордж Клуни, Грант Хеслов, Крис Бригэм, Грэм Кинг, Нина Воларски

Страна: США

Производство: GK Films, Smoke House, Warner Bros. Pictures

Премьера в России: 8 ноября 2012

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Джон Гудман, Филип Бэйкер Холл, Тейт Донован, Крис Мессина, Кайл Чандлер, Клеа ДюВолл, Адриенн Барбо, Алан Аркин, Желько Иванек, Титус Уэлливер, Виктор Гарбер, Боб Гантон, Рори Кокрейн, Скут МакНэйри, Майкл Кэссиди, Майкл Паркс, Керри Бише, Тейлор Шиллинг, Ричард Кинд, Том Ленк, Кейт Царабайка, Барри Ливингстон, Омид Абтани, Мэтт Дохерти, Джейми МакШейн, Ричард Диллэйн, Скотт Элрод, Кэс Анвар, Ларри Салливэн, Кристофер Денем, Рэнди Оглсби, Скотт Лит, Дэвид Салливэн, Билл Тангрэди, Линдси Гинтер, Джеймс Шэнклин и другие.

 

Аффлек идеально подгадал, куда вести режиссёрскую карьеру после двух произведений узкого поджанра «бостонская криминальная драма», первое из которых стало суперуспешным у критики, а второе — и у критики, и у зрителя. Неминуемо возникшие шепотки на тему того, а может ли нашедший своё истинное призвание уроженец Бостона снимать не о своём городе, были заглушены так же быстро, как и появились. После объявления в качестве нового проекта «Операции Арго» стало ясно, что «Город воров» открыл для Аффлека куда более широкую площадку среднебюджетных студийных драм, тех самых, что преимущественно выходят в прокат в полгода, предшествующие оскаровской церемонии. На этой площадке он и вознамерился вволю играть, и какая там, прости господи, «Лига справедливости».

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

«Операция Арго» (“Argo”), 2012

По статье Джошуа Бирмана в журнале Wired

Режиссёр: Бен Аффлек

Автор сценария: Крис Террио

Оператор: Родриго Прието

Композитор: Александр Деспла

Художник: Шэрон Сеймур

Продюсеры: Бен Аффлек, Джордж Клуни, Грант Хеслов, Крис Бригэм, Грэм Кинг, Нина Воларски

Страна: США

Производство: GK Films, Smoke House, Warner Bros. Pictures

Премьера в России: 8 ноября 2012

В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Джон Гудман, Филип Бэйкер Холл, Тейт Донован, Крис Мессина, Кайл Чандлер, Клеа ДюВолл, Адриенн Барбо, Алан Аркин, Желько Иванек, Титус Уэлливер, Виктор Гарбер, Боб Гантон, Рори Кокрейн, Скут МакНэйри, Майкл Кэссиди, Майкл Паркс, Керри Бише, Тейлор Шиллинг, Ричард Кинд, Том Ленк, Кейт Царабайка, Барри Ливингстон, Омид Абтани, Мэтт Дохерти, Джейми МакШейн, Ричард Диллэйн, Скотт Элрод, Кэс Анвар, Ларри Салливэн, Кристофер Денем, Рэнди Оглсби, Скотт Лит, Дэвид Салливэн, Билл Тангрэди, Линдси Гинтер, Джеймс Шэнклин и другие.

 

Аффлек идеально подгадал, куда вести режиссёрскую карьеру после двух произведений узкого поджанра «бостонская криминальная драма», первое из которых стало суперуспешным у критики, а второе — и у критики, и у зрителя. Неминуемо возникшие шепотки на тему того, а может ли нашедший своё истинное призвание уроженец Бостона снимать не о своём городе, были заглушены так же быстро, как и появились. После объявления в качестве нового проекта «Операции Арго» стало ясно, что «Город воров» открыл для Аффлека куда более широкую площадку среднебюджетных студийных драм, тех самых, что преимущественно выходят в прокат в полгода, предшествующие оскаровской церемонии. На этой площадке он и вознамерился вволю играть, и какая там, прости господи, «Лига справедливости».

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

Исторический контекст, опять же, потенциально безупречен — за въевшимся в чёрный экран пафосным титром «основано на реальных событиях» скрывается иранская революция 1979 года, захват американского посольства и побег через заднюю дверь шестерых из семидесяти с лишним служащих. Единственных, кого после этого можно было вытащить из страны, и вытаскивать пришлось под прикрытием фальшивого научно-фантастического фильма, для которого дома создавали не менее фальшивую производственную студию, устраивали читку сценария, рисовали постеры и помещали анонсы в газеты, а в Иране — «разыскивали съёмочные локации».

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

Всё это Аффлек перемещает на экран с поистине фотографической (останьтесь на финальные титры, не пожалеете) точностью и исключительным вниманием к деталям, начиная от стилизации фильма под драматический триллер 70-х (аутентичный логотип «ворнеров» и характерная плёночная зернистость, при том, что снято кино на цифру) и заканчивая самим содержанием кадра, все эти комнаты, кабинеты, машины, маленькие телевизоры и, конечно, сами люди, с их любовно воссозданными костюмами, причёсками, бородами, огромными очками и порно-усами.

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

При всём этом, та часть режиссуры Аффлека, которая подразумевает приведение всего вышеперечисленного в двухчасовое движение, остаётся сдержанной, как никогда. Точность восстановления событий обращается отсутствием на протяжении добрых полутора часов хронометража хоть чего-то неожиданного как в форме, так и в содержании. Вслед за кратким закадровым пересказом предыстории и дотошным прологом с захватом посольства, сюжетно и драматургически повествование переходит с одного давно уже установленного реальностью камушка на другой. Внутри фильма пострадавших от этого двое — это Гудман и Аркин, которых сценаристу необходимо сначала быстро, но весомо представить, а потом позабросить до самого финала, оставив на прощание лишь повторённое пять раз, а у нас ещё и безыдейно переведённое «арго фак ёрселф».

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

И как режиссёр, и как персонаж, Аффлек прилетает в Голливуд исключительно потому, что без этого никак — куда ценнее и интереснее ему потом прилететь в Иран, где в итоге и проходит вся вторая половина действа, и где фильм окончательно отбрасывает как многогранность, потенциал для которой находил до этого, так и исторический масштаб. «Арго», в конце концов — не сатира на киношников и не эквивалент сложносочинённого «фильма про ограбление» с вывозом людей из страны на месте крупной аферы, тема фальшивого фильма здесь подана в куда менее броской манере, чем можно подумать из синопсиса, и разбитый от волнения бокал — по сути, вся показанная зрителю драма шести человек, вынужденных изображать дорогих гостей в доме канадского посла, пока неподалёку их коллег водят в подвал с мешками на головах.

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

Если Аффлек и удосуживается поставить ударение над какой-либо из идей, проходящих через повествование, то уже ближе к финалу, когда он наконец делает весь поступок Тони Мендеза актом особого вида героизма — зависящего от множества минутных деталей, мало для кого заметного, и потому заставляющего недооценивать негативные последствия, которые возникли бы, пойди хоть что-нибудь так. И неудивительно, что для иллюстрации именно этой мысли фильм наконец-то в полной мере теряет свою энциклопедичность. Реальные события сменяются на выдумку и драматизацию, и фильм становится несравненно более живым и кинематографичным, когда Аффлек превращает действо в форменный олдскульный триллер из звонящих телефонов, беготни по коридорам и таких реплик, как «проверьте ещё раз, пожалуйста» и «вы вторые в очереди на взлёт».

«Операция Арго / Argo» (рецензия фильма)

Когда же адреналин проходит, воспоминания обо всём предыдущем возвращаются. Если заглянуть в титры, ничуть не удивительно, что своими продюсерскими сообщниками Аффлек выбрал Клуни и Хеслова, показавших примерно аналогичное отношение к историческим событиям прошлого века в своём «Доброй ночи и удачи». В обоих случаях перед нами — исключительно добротное, заботливо и ответственно выполненное всеми участниками переложение истории на экран, не имеющее при этом амбиций быть в чём-то сильно богаче. Аффлек, как и Клуни, безусловно, имеет на это полное право — осталось лишь узнать, готов ли он теперь этим ограничиться, или намерен в будущем рисковать. А пока пусть финальный текст о том, «что с ними всеми было дальше», появится на экране на фоне фигурок персонажей «Звёздных войн» — вот такого мы раньше ещё точно не видели.

Никита КОМАРОВ

ТРЕЙЛЕР: