«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

22.11.2007 0 Автор Promo
«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

«
Золотой век
»
(“Elizabeth: The Golden Age”), 2007
Режиссёр:
Шекар Капур
Сценарий: Уильям Николсон,
Майкл Хёрст
Оператор:
Реми
Адефарасин

Композиторы:
Крэйг Армстронг, Ар
Рахман

Продюсеры: Джонатан Кавендиш, Майкл Хёрст
В ролях:
Кейт Бланшетт,
Джеффри Раш,
Саманта Мортон
, Эбби Корниш,
Клайв Оуэн
, Хорди Молья,
Том Холландер и другие.

В отличие от большинства сиквеллизаций голливудской кинопродукции,
продолжение «Елизаветы» Шекара Капура определялось не столько успехом первого
фильма, включая оскаровские номинации, сколько самой величиной предложенной
темы.

Елизавета Английская, королева-девственница, королева-бастард,
бездетная еретичка, величайшая из женщин на британском троне, последняя
представительница династии Тюдоров, дочь фрейлины Анны Болейн и Генриха VIII,
поддержавшего Реформацию, по мнению историков, в основном благодаря своим шести
бракам, большая часть которых кончалась для очередной жены плахой.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

«
Золотой век
»
(“Elizabeth: The Golden Age”), 2007
Режиссёр:
Шекар Капур
Сценарий: Уильям Николсон,
Майкл Хёрст
Оператор:
Реми
Адефарасин

Композиторы:
Крэйг Армстронг, Ар
Рахман

Продюсеры: Джонатан Кавендиш, Майкл Хёрст
В ролях:
Кейт Бланшетт,
Джеффри Раш,
Саманта Мортон
, Эбби Корниш,
Клайв Оуэн
, Хорди Молья,
Том Холландер и другие.

В отличие от большинства сиквеллизаций голливудской кинопродукции,
продолжение «Елизаветы» Шекара Капура определялось не столько успехом первого
фильма, включая оскаровские номинации, сколько самой величиной предложенной
темы.

Елизавета Английская, королева-девственница, королева-бастард,
бездетная еретичка, величайшая из женщин на британском троне, последняя
представительница династии Тюдоров, дочь фрейлины Анны Болейн и Генриха VIII,
поддержавшего Реформацию, по мнению историков, в основном благодаря своим шести
бракам, большая часть которых кончалась для очередной жены плахой.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

Эта грандиозная историческая фигура, получившая трон в результате
сложнейшей цепочки обстоятельств из рук ярой католички, оставшейся в веках под
именем Кровавой Мэри, правила Англией добрых полвека, и во время её правления
Лондон не только стал столицей ведущей морской державы с собственными
заокеанскими колониями, но и навсегда изменился, окончательно приняв Реформацию
в противовес испанской Инквизиции, за чем последовал и культурный рывок —
Шекспир жил именно во времена Елизаветы.

Понятно, что первый фильм, описывавший бурную молодость Бетси,
принцессы Уэльской с её юношеской любовью к сэру Роберту Дадли, обвинениями в
измене, едва не закончившимися на плахе, знакомством с величайшими умами того
времени, боязнью института брака, навеянной биографией собственного отца, а
также гонениями на протестантов времён Мэри и, наконец, почти уже случайно
оказавшейся на её голове британской короной, всё это вместе рассказывало историю
появления на исторической сцене королевы Елизаветы, но не о ней самой.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

«Золотой век», сохранивший костяк команды первого фильма, спустя
девять лет рассказывает в итоге вовсе не о разгроме Непобедимой Армады, не о
казни Марии Стюарт, которая успела за свою жизнь претендовать сразу на два
трона, но корона в итоге досталась только её сыну Иакову VI, и даже не о сэре
Уолтере Рэйли, о возможном романе с которым историки умалчивают.

Фильм — сразу обо всём периоде правления Елизаветы I, с которой так
любят сравнивать столь же долго правящую Елизавету II. Строительство соборов и
театров, сложные отношения между английскими католиками и протестантами,
затяжная и несостоявшаяся, несмотря на протесты Парламента, женитьба
королевы-девственницы (упоминание Ивана Грозного в этом месте — не шутка
сценаристов, переписка с русским царём даже после отказа в женитьбе продолжалась
до самой его смерти в 1584 году, в ней в частности Грозный просил у Англии союза
против поляков) — всё это, разумеется, эпизоды долгого правления Елизаветы, а не
события непосредственно 1588 года, которым формально датирован фильм

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

Например, смешно себе представить, что 55-летней королеве привозят
в ряду прочего сватовства портрет уже 4 года как почившего Иоанна Васильевича,
точно также сложно представить, что в столь преклонном для XVI века возрасте
(отец Елизаветы не дожил и до сорока) королева будет по-прежнему заигрывать с
незнакомыми (на самом деле знакомыми, Уолтер Рэйли основал Виргинию на деньги
Короны годом раньше) пиратами под рассуждения об испанском золоте и свободе до
самого горизонта.

Кейт Бланшетт не играет Елизавету накануне разгрома Армады, как не
играет она уже не юную, но всё ещё невесту. Точно так же не играет она
Елизавету, в тяжких сомнениях подписывающую приговор Марии Стюарт, или Елизавету
времён окончательного разрыва с умершим только в том самом 1588 году Робертом
Дадли, которого сама королева подозревала в убийстве прежней жены, что могло
позволить ему просить руки уже коронованной Елизаветы. Кейт Бланшетт, как и
прежде, играет Елизавету от начала её царствования, до последних её дней.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

Во всём этом — в юной «альтер-эго» главной героини Елизаветы Трокмортон, в
завоевательнице Шотландии на белом коне и в латах, в получившей прекрасное
образование и говорившей на многих европейских языках участнице сложнейших
политических интриг Европы того времени, и даже в Оуэне-Рэйли, заключённом,
было, под стражу — видна тень целой эпохи, противоречивой, непростой, но
определившей историю Британских островов на многие столетия. Именно тогда
Елизаветой Английской создавалась будущая империя, о которой достойно может
сказать только тот, кто прочувствовал её дух. Индия долгое время была плоть от
плоти этой империи, и индийский режиссёр Капур говорит об этом теми словами и
образами, которые не подберёшь при взгляде снаружи.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

Возможно, в «Золотом веке» и было в итоге собрано слишком много
мелодраматичного и недостаточно много драмы, возможно, столь сильный упор ролика
на тематику испанского вторжения и не оказался оправданным в самом фильме, где
победа над 130 галионами противника была получена не талантом Фрэнсиса Дрейка и
помощью союзников, а одним лишь брандером Уолтера Рэйли.

Может быть, Филипп II Испанский был куда более сложной исторической
фигурой, чем показанный на экране фанатичный католик, семенящий под ручку со
своей Инфантой и радеющий за свержение «еретички» с английского трона. На деле
он успел побыть и мужем той самой Кровавой Мэри, и неудачливым женихом только
восшедшей на трон Елизаветы.

«Золотой век», Elizabeth: Golden Age

Стоит ли напоминать, что в необъявленной морской войне Испании с
Англией, которая тянулась десятки лет, торговые суда бывали граблены уолтерами
рэйли с обеих сторон конфликта. Кроме того не последнюю роль в конфликте сыграли
голландские и португальские колонии, которые тоже, вкупе с только что основанной
британской Виргинией, были как кость в горле будущего строителя почившей в бозе
Непобедимой Армады.

Но мы увидели возвышающуюся над картой Европы Елизавету, мы увидели
паруса испанских галеонов на горизонте, мы увидели лукавую мудрость взгляда
королевы-девственницы, мы прикоснулись к этой величине, которая творила историю,
в том числе и нашу с вами.

Роман КОРНЕЕВ