«Золотой компас», Golden Compass

12.12.2007 0 Автор Promo
«Золотой компас», Golden Compass

«
Золотой компас
» (“Golden Compass”), 2007
По роману
Филипа Пуллмана
Режиссёр и автор сценария:
Крис Вайтц
Оператор: Генри Брэхем
Композитор:
Александр Деспла
Продюсеры: Бил Карраро, Дебора Форте, Пол Вайтц
В ролях:
Дакота Блю Ричардс,
Николь Кидман,
Дэниел Крэйг,
Фредди Хаймор (озвучка),
Йен Маккеллен (озвучка),
Ева Грин,
Йен Макшейн (озвучка),
Сэм Эллиотт,
Кристофер Ли
, Кэти Бэйтс (озвучка) и другие.

Отсматривая
появившийся в сети премьерный ролик очередной фэнтэзи-экранизации, в
первую очередь ищешь то, что ещё никто не делал, некие элементы
новизны, которые бы выделили этот проект из череды предшественников.
Нас нынче не удивишьни эльфами да гномами, ни говорящими драконами или христианскими львами, да и на фоне суперпопулярности иных юных волшебников
блеснуть известностью среди зрителей тоже становится всё сложнее.
Потому продюсеры голливудских мейджоров изводятся в попытках отыскать
среди немалого числа американской книгопродукции жанра «подростковое
фэнтэзи» достойный объект для своих штудий.

«Золотой компас», Golden Compass

«
Золотой компас
» (“Golden Compass”), 2007
По роману
Филипа Пуллмана
Режиссёр и автор сценария:
Крис Вайтц
Оператор: Генри Брэхем
Композитор:
Александр Деспла
Продюсеры: Бил Карраро, Дебора Форте, Пол Вайтц
В ролях:
Дакота Блю Ричардс,
Николь Кидман,
Дэниел Крэйг,
Фредди Хаймор (озвучка),
Йен Маккеллен (озвучка),
Ева Грин,
Йен Макшейн (озвучка),
Сэм Эллиотт,
Кристофер Ли
, Кэти Бэйтс (озвучка) и другие.

Отсматривая появившийся в сети премьерный ролик очередной фэнтэзи-экранизации, в первую очередь ищешь то, что ещё никто не делал, некие элементы новизны, которые бы выделили этот проект из череды предшественников. Нас нынче не удивишь ни эльфами да гномами, ни говорящими драконами или христианскими львами, да и на фоне суперпопулярности иных юных волшебников блеснуть известностью среди зрителей тоже становится всё сложнее. Потому продюсеры голливудских мейджоров изводятся в попытках отыскать среди немалого числа американской книгопродукции жанра «подростковое фэнтэзи» достойный объект для своих штудий.

«Золотой компас», Golden Compass

Экранизация тут — дело заведомо недешёвое, а потому нужно, чтобы увиденное зрителя сразу забирало и не отпускало уже до самого конца сеанса. А лучше — чтобы сразу настраивало на череду сиквелов. И выбор в качестве первоисточника серии романов Филипа Пуллмана «Тёмные начала» в данном случае показался вполне удачным — ещё в трейлере нам продемонстрировали красочный мир со зверями-спутниками, летающими ведьмами, красивыми позолоченными механизмами и снежными панцер-бьёрнами. Было в этом всём что-то бесшабашно-приключенческое, и пара Кидман-Крейг кадр только украшала, удачно красуясь на фоне собственных деймонов, цепеллинов и футуристических замков.

«Золотой компас», Golden Compass

Так что предварительное впечатление о фильме было более чем положительным, дело по нынешним временам редкое. Однако, как водится, сеанс всё расставил по местам своеобразным, не всегда предсказуемым образом. Под вводную речугу о таинственной Пыли, Соединяющей Вселенные и, как выясняется далее, ответственной за северное сияние, перед нами предстаёт группа цыганских детей (почему-то именно цыгане фигурируют в сюжете наряду с ведьмами и полярными медведями), с которыми со страшной силой дружит главная героиня, каковая дружба приводит её сначала в шкаф, а потом и, с вожделенным Алитеометром в руках, в крепкие объятия тётеньки с неприятным именем мисс Коултер, а потом и в бега, навстречу дяде лорду Азриелу и искомым панцер-бьёрнам.

«Золотой компас», Golden Compass

И уже по мере разворачивания этого повествования, украшением которому и служат проанонсированные компьютерные красоты, где-то ближе к концу первого часа просмотра ты вдруг задумываешься о том, что иногда слишком много сюжета бывает вредно. Ну хорошо, вводная (кстати крайне неудачно локализованная, ибо слово «пыль» по-русски совсем не звучит, не то что английское dust), ну дальнейшее вступление, знакомящее нас с главной героиней, ну пара пространных монологов, поясняющих раз от раза сюжетообразующие моменты, но под конец все эти стэндапы класса «а мы пойдём на север» изрядно дробят экранное действо, заставляя буквально ёрзать в кресле.

«Золотой компас», Golden Compass

Опять же эти «объяснялки», нацеленные на основную аудиторию, сиречь подростков, зрителю более возрастному излишне выпячивают провисания и несуразности самого сценария, в котором самый секретный в мире прибор отдают ребёнку, прямиком отправляющемуся в логово врага, подопытного цыганского дитятю «нечаянно» находят в пустом промёрзшем насквозь сарае посреди полярных льдов, и посреди них же звучит сакраментальная фраза «скоро стемнеет».

Сложно уложить в одном сознании сюжет, где из детей сложносочинённым образом делают покорных режиму морлоков путём хирургической операции на деймоне, и одновременно встречаются сценарные изыски вроде «я твой отец, а я твой мать». Первое — из Оруэлла, оттуда же произрастает и коварный Магистериум, а второе — из подросткового фэнтэзи как оно есть. И подобная эклектика не обходится фильму даром.

«Золотой компас», Golden Compass

Те красоты, которые хороши сами по себе, а особенно — колоритные персонажи, на фоне сюжетных загогулин заметно тускнеют. Тут вам и пропавший без вести герой Крэйга, и «великие воины» бьёрны, чьи конунги восседают на троне с куклой в лапе при полном попустительстве дружины, а в итоге коварные врачи-вредители посреди полярной станции (почему там?) оказываются под охраной скрывающейся во льдах бригады быстрого реагирования в боярских шапках, к тому же говорящей по-русски без словаря.

На фоне этих изысков даже массово летающий рояль в кустах в виде героических ведьм, чьи деймоны летают так далеко от них, что мы их в фильме так ни разу и не видим, уже не кажутся чем-то притянутым за уши вместе с их пророчеством и фразой «ты думаешь, что это Тот Самый Ребёнок?»

«Золотой компас», Golden Compass

На выходе же остаётся ощущение, что ты посмотрел нечто красивое, но пока страшно сырое и тривиально неловко смонтированное, скорее идею фильма, чем сам фильм, к тому же идею серьёзно затянутую, путаную, и развивать её будут уже другие люди в другом фильме. Если сборы первого, конечно, не подкачают. Ведь там, посреди полярников-каннибалов нас ждёт дядя Крэйг, героически изучающий волшебную пыль.














Роман КОРНЕЕВ














ТРЕЙЛЕРЫ: